Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать!

Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать!
Бухдрукер Сергей Моисеевич

 
 Портал Ассоциации "Лидер" 
 Портал Бухдрукеров 
 Новости 
 Видео 
 Форум 
 English 
История книгопечатания
Фотоальбомы Бухдрукера
Мои генетические родственники
История челябинских Бухдрукеров
Бухдрукеры в Интернете
Известные мне Бухдрукеры




Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?


348 427 596
Тел. +7 351 900 0998
Что было до?
Уже не одно тысячелетие люди используют печатки-штампы, позволяющие оттискивать рельефные рисунки на мягком материале (увлажненной глине, расплавленном воске и т. п.). Сохранились печатки цивилизации Мохенджо-Даро (III-II вв до Р.Х., долина Инд). Широко распространены примерно в то же время были в древнем Вавилоне и Ассирии печатки-цилиндры, которые прокатывали по поверхности. Издавна принцип штамповки применяли и для чеканки монет (впервые, судя по имеющимся сейчас данным, металлические деньги появились в малоазиатском государстве Лидии в VII в до Р.Х.)

 Первоначально каждый штамп предназначался для выдавливания целой картинки вместе с надписями. Но в какой-то момент возникла идея, сделать отдельные штампики для каждой буквы. Первая известная науке надпись, выдавленная последовательно буква за буквой, сделана на Крите на рубеже IV и III вв до Р.Х. Подобным же способом пользовались в древнем Риме для выбивания девизов на кольцах, а позднее в средневековой Европе -- для тиснения надписей на кожаных переплетах рукописных книг.

 Другая составляющая книгопечатания -- процесс переноса краски -- также издавна известна человечеству. Сначала возникла технология набивки узоров на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластине узор покрывали краской, а затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Древнейший образец набивной ткани (IV в) был найден в Египте3.
 А вот печатать тексты первыми начали в Корее (самый древний образец -- 751 г.), Китае (757 г.) и Японии (764-770 гг). Для этого использовали технологию ксилографии (от греч. <<ксилон>> -- срубленное дерево и <<графо>> -- пишу, рисую). Оригинал текста, написанный тушью на бумаге, притирали к тщательно обструганной поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. С получившейся формы можно было за один рабочий день получить до 2000 оттисков.

 Наборный шрифт тоже был изобретен в Китае. Примерно в 1041-1048 г. наборную форму с глиняными литерами, закрепленными составом из смолы и воска на железной пластине, начал использовать Би Шэн. С течением времени литеры стали делать из дерева, а затем и из металла. В книге Ван Чжэна <<Нун шу>>4, впервые изданной в 1314 г., а последний раз переизданной в 1617, есть глава <<Книгопечатание подвижным шрифтом>>. Там описывалась технология уже очень похожая на ту, что использовалась вплоть до середины XX века. Однако все преимущества этой технологии смогли использовать соседи китайцев, использовавшие не иероглифическое, а алфавитное письмо. Например, в Корее с XIII в широко использовали печать металлическими литерами. А император Се Джонг в 1420 г. ввел новый алфавит из 24 знаков, значительно облегчивший наборное печатание.

Иоганн Гутенберг Иоганн Гутенберг.
 С гравюры XVI в. Две основные составляющие книгопечатания: принцип набора и печатный процесс -- были известны с давних времен, но чтобы совершить революцию в мире коммуникаций, необходима была оптимальная технология. И творцом этой технологии стал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg. 1399-1468).

 Первым нововведением Гутенберга был словолитный процесс. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок, на торце которого -- зеркальное изображение буквы), пуансоном в пластине из сравнительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже с матриц, вставляемых в словолитную форму отливалось любое необходимое количество литер.

 Первые шрифты включали очень большой набор разных литер, например, в Библии, изданной Гутенбергом, шрифт содержал 290 знаков: 47 прописных и 243 строчных. Такое их обилие требовалось, чтобы имитировать вид рукописной книги.

 Реконструированный печатный станок Гутенберга Вторая часть изобретения Гутенберга -- ручной типографский станок. Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сперва покрыть ее краской. Затем на набор аккуратно накладывался лист бумаги. Этот лист нужно плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора. Ручной станок механизировал только третий этап. Это было совершенно необходимо, т. к. требовалось обеспечить давление около 8 кг/см2. То есть, например, к листу Библии (а ее формат -- 8,2×19 см) должна была прикладываться сила, равная весу груза в 4,5 тонны. Печатный стан позволил делать это вращением нажимного винта с помощью рычага. Эта идея была позаимствована у винодельческого пресса. Однако Гутенбергу пришлось внести ряд существенных доработок: чтобы прижимная плита могла механически не только опускаться, но и подниматься; чтобы обеспечить легкое выдвижение формы из-под пресса для нанесения краски и укладывания бумаги, чтобы, наконец, обеспечить точное наложение листа на форму. При этом конструкция станка оказалась настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений в течение около 350 лет.

 А как на Руси?
 Образцовый печатный стан (Из коллекции Исторического музея) Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали на Русь уже вскоре после изобретения Иоганна Гутенберга. Однако собственные работы появились заметно позже. Книгопечатание в Москве началось в 50-х годах XVI в. Первая типография работала в доме священника Сильвестра, автора <<Домостроя>>. Известно 7 выпущенных ей изданий: три Четвероевангелия, две Псалтыри и две Триоди.

 Перекрещивание строк в русском наборе В 1563 г. начала свою деятельность первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Работа над первой точно датированной русской печатной книгой -- Апостолом -- велась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Особенностью русских шрифтов было было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Типографского сплава из свинца, сурьмы и олова (гарта) в ту пору на Руси не знали. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.

Печатная машина.
 К середине XVIII столетия возникла необходимость в оперативном выпуске газет и журналов, к тому же -- все большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог Схема и внешний вид машины Кенига, работавшей в типографии "Таймс" Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом (Friedrich König). Первоначально -- в конструкции, известной под названием <<Зульского пресса>> -- был механизирован процесс нанесения на печатную форму краски, но листы бумаги по-прежнему накладывались и снимались вручную, да и приводился станок в действие силой самого печатника.

 В начале XIX века Кёниг сделал решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины -- плоская нажимная плита была заменена вращающимся печатным цилиндром. Знаменательным днем в истории полиграфии и, особенно, газетного дела стало 29 ноября 1814 г., когда впервые тираж газеты <> был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Вместо использовавшихся ранее 16 ручных типографских станков, которые обслуживало 32 типографа и 32 вспомогательных рабочих, такой же тираж стало возможным отпечатать на 2 машинах, обслуживаемых двумя печатниками и 4 рабочими, подававшими бумажные листы. Двумя годами позже была изготовлена машина, способная запечатывать обе стороны листа.

 Довольно большое число машин Кёнига использовалось в России (392 из первых 2000, выпущенных к 1873 г.), однако самая первая печатная машина не была ввезена из-за границы. Ее изготовили в 1829 г. на Александровской мануфактуре для петербургской газеты <<Северная пчела>>

Ротационная машина.
 Десятинакладная ротационная машина Ричарда М. Хое В плоскопечатных машинах установленная на талере форма совершала возвратно-поступательные движения. Это усложняло механизм, да и обратный ход зачастую был холостым. Поэтому возникла идея использовать ротационный (т. е. основанный на вращении устройства) принцип. Первоначально это было использовано для набивки рисунка на ткань. Для полиграфических же нужд применить такой принцип удалось только в 1848 г. Августу Эпплгейту (Augustus Applegath). Основной проблемой была необходимость закрепить печатную форму на формном цилиндре и предотвратить выпадение литер при его вращении. Первая ротационная машина, установленная, опять же, в типографии <>, работала со скоростью 10000 отт/ч8. При этом скорость была ограничена не возможностями самой машины, а тем, что обслуживающие ее рабочие не успевали подавать листы.

 В России первая ротация (немецкого производства) появилась в 1878 г
1882 г. -- первая двухкрасочная ротационная машин.
1914 г. -- начало производства ротационных машин глубокой печат
1920 г. -- начало производства ротационных машин офсетной печати.
Портал Сергея Бухдрукера © 2007 • AMOLINI •